Kabanov
Светское образование, философия и религия
В передаче «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым 21 октября обсуждали вопрос о праве школьников носить одежду, имеющую конфессиональные признаки. Сторонники запрета такой одежды ссылались на светский характер государства и школы. В ответ прозвучало замечание о том, что светское преподавание – это научное образование, а оно основано на материалистической философии, что нарушает права представителей другой философии. Но это заблуждение – научное познание не есть материалистическая философия, а философия – вообще не наука. Это в советский период (и не только) философию считали разновидностью науки. Так как наука единственна, то и истинной философией признавалась только материалистическая философия, а её высшим выражением объявлялась марксистско-ленинская философия.
О том, что философия не наука, в истории заявляли не раз. У Канта философия и религия – плод разума, а естествознание – результат рассудочной деятельности, математика же вовсе покоится на чувственном познании. Правда, Кант считал, что философия может стать наукой. Позже позитивизм в лице Огюста Конта науку провозгласит высшей, а религию и философию устаревшими формами человеческого мышления. А вся история позитивизма – это поиск критерия различения философии и науки. Этот критерий не найден, но это не вина науки. Так как поиск критерия – это выход за пределы предмета науки, то это задача не науки, а философии. Но и философия не может дать точное определение науки, так как это невозможно. Это стало ясно ещё во времена Сократа, который, не сумев дать определения понятиям, заявил, что он знает, что ничего не знает. Платон позже объяснил, что для того, чтобы дать определение надо объять необъятное. Кант тоже утверждал, что выход за пределы явление и поиск сущности невозможен. Действительно, найти сущность чего-то – это дать определение бесконечности. Это значит объяснить весь мир изнутри и снаружи, то есть найти самую маленькую его часть и самую большую. Человек на это не способен. Даже представление о пульсирующей Вселенной – это не конечное изображение мира. Единственное родимое пятно науки, отличающее её от философии и религии (его нашел английский философ Карл Поппер) – это опровержимость науки. Философии и религия неопровержимы.
Так как не удалось дать определение науки, ученые определяют её конвенционально. На практике – это голосование во время защиты кандидатских и докторских диссертаций, это признание теорий ученым сообществом. При этом представление о том, что такое наука меняется: меняются научные парадигмы, меняются типы научной рациональности. И если какая-то философия отождествит себя с наукой, то в связи со сменой научной парадигмы или сменой типа научной рациональности у этой философии начинаются проблемы. Это хорошо описал Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» на примере механистического материализма, который материю отождествлял с физическими атомами. Как только физика заявила о делимости атома, о превращаемости массы в энергию, то стали говорить о том, что материя исчезла. Ленин настаивал на философском понимании материи. Такое понимание неопровержимо, так как не зависит ни от какого конкретного научного представления о строении вещества. Тем самым Ленин тоже противопоставил науку и философию.
В 1908 году американская школьница подала в суд, требуя запрещения преподавания теории Дарвина и замены её на библейское объяснение. Она проиграла. Через сто лет подобное повторила российская школьница с тем же результатом. И это правильно. Наука вне религии и вне философии. Научные объяснения можно интерпретировать и идеалистически, и материалистически, науке это всё равно. И, наоборот, и материалистические и идеалистические представления входят в науку, если они представлены научными методами, если в них есть научное содержание, если они поддается проверке научными методами.
Научные знания не могут опровергнуть ни философию, ни религию, так что верующие могут науку не бояться. Наука не нуждается и в поддержки со стороны философии и религии, так что верующие и философы могут не беспокоиться о том, что их игнорируют. Наука самостоятельная отрасль знаний, она не стоит на стороне какой-либо философии или религии, её преподавание отвечает светскому характеру государства.
Содержание философии и религии тоже может стать предметом науки, например как истории философии или история религии. Как явления культуры, они могут быть также предметом изучения науки культурологии. В таком виде их можно изучать и в учебных заведениях. А принадлежность человека к той или иной философии и религии должна определяться самим человеком или его родителями. Поэтому обучение религиозной практике должно иметь место только в виде внешкольного образования.
Страниц: 1 2
Опубликовано в Публицистика, просмотров: 4 282, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.