Kabanov

Гносеологическая функция спорта

Гносеологическая (познавательная) функция спорта может рассматриваться в двух аспектах. Первый – это исследование спорта, как формы познание физических и умственных возможностей человека. Второй аспект – познание средствами спорта самого мира.
В обоих случаях спорт является не самостоятельной наукой, а специфическим инструментом познания, наподобие прибора для физика. Чувствительным элементом этого прибора, своеобразным рецептором является состязание. В гносеологической функции превосходство одного спортсмена над другим не является целью исследования, здесь важны максимальные результаты сами по себе.
Рассмотрение гносеологической функции в первом аспекте предполагает анализ достижений человека, как результата его воли, его усилий. Здесь возможен как исторический метод, так и анализ современных достижений спортсменов. Сюда можно отнести следующие темы:
— история достижений в каждом виде спорта и в многоборье, как рост способностей человечества;
— история появления новых видов спорта, как открытие новых возможностей человека;
— психологические условия проявления способностей человека;
— динамика возможностей различных групп мышц и каждого отдельного человеческого органа;
— изменение «скорости» спортивных достижений в разные исторические периоды, в разных странах, в разных видах спорта;
— влияние социальных условий на возможность проявления способностей человека и т.д.
Данный массив знаний аккумулируется такими науками, как история спорта, анатомия, физиология, психология, спортивная медицина, социология и др.
Второй аспект – предполагает анализ возможностей спорта для познания самого мира. Здесь исследователь отвечает на вопрос о том, каким является человеку мир, оказывая сопротивление его умственным и физическим силам. При этом подходе мир перед человеком выступает таким, каким его представлял Шопенгауэр, – как воля, противостоящая способностям человека.
В этом аспекте гносеологической функции спорта могут рассматриваться следующие вопросы.
1. Насколько мир сопротивляется воле человека? То есть спорт выступает средством исследования различных качеств мира, он даёт представление о величине тех барьеров, которые человек не сможет преодолеть. Данное знание поможет определить стратегию и тактику в развитии спорта и подготовке спортсменов. Кроме того оно может служить основанием прогноза появления новых видов спорта.
2. По каким параметрам мир оказывает сопротивление человеку? Здесь средством познания мира является появление новых видов спорта. Предполагается первичная активность самого спорта, то, что в советское время называли активностью отражения. В этом случае спорт открывает нам новые качества мира или новые стороны уже известных – гравитации, воды, воздуха и т.д.
3. Какие материалы может использовать человек для преодоления или уменьшения сопротивления мира? Изучение спорта одновременно является и изучением тех материалов, которые в него вовлечены – одежды, обуви, спортивных принадлежностей. Спорт исследует их многие качества: прочность, гибкость, сопротивляемость среде и т.д.
Во втором аспекте гносеологической функции знания аккумулируют такие естественные науки, как физика, химия, а также науки, изучающие сопротивление различных материалов и т.д.
Если взять конкретные виды спорта, например лыжи, то первый аспект будет включать изучение и таких вопросов, как рациональное питание спортсменов, оптимальный режим тренировок и т.п. Второй аспект будет представлен изучением материалов лыж, ботинок, креплений, химического состава лыжной мази и т.д. В футболе к первому аспекту относится изучение режима тренировок, различных приёмов работы с мячом, стратегии и тактики игры и т.д. Ко второму аспекту – изучение качества футбольных полей, их устройства и эксплуатации, исследования футбольной формы, обуви, спортивных снарядов и прочих аксессуаров. Их качества очень важны для достижения высоких результатов. Например, мы видим, сколько происходит изменений в спорте в связи с появлением новых материалов. Но и сам спорт тоже стимулирует эти изменения, что является одним из проявленией его гносеологической функции.
Отдельно стоят такие умственные виды спорта, как шахматы и шашки. Если мы исследуем возможности человека (первый аспект гносеологической функции спорта), то нас интересуют возможность человека рассчитывать ходы, его способность соревноваться с вычислительной машиной и т.п.
Во втором аспекте гносеологической функции спорта в данном случае должны рассматриваться уже вопросы, связанные с возможностями логического воспроизведения самого мира и его составных частей. Понятно, что мир безграничен, и выразить его весь в логических характеристиках невозможно. Но отдельные части могут содержать конечные количественные данные (например, количество ходов на шахматной доске). Исследование гносеологической функции в данном аспекте могут указать на новые виды «умственного» спорта.

Страниц: 1 2

Опубликовано в Наука, просмотров: 5 763, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий