Kabanov

Беда одна не ходит (детектив)

Вахтёр городского Дома культуры Воронков Николай Михайлович, в прошлом заместитель начальника отдела технического контроля опытно-механического завода,  а ныне пенсионер, с удивлением смотрел сквозь широкие стеклянные двери, как с улицы входят какие-то  люди, в возрасте от средних до преклонных лет. Директор предупредила, что будет мероприятие, но не сказала, какое. Обычно здесь проходят собрания, концерты или отмечаются чьи-то юбилеи, где все участники примерно одинакового возраста. А такой разношёрстной публики он не видел со времён своей молодости.  Тогда  по праздникам в одном зале обязательно собирались представители разных поколений.  Даже в почётном президиуме  рядом с руководителями предприятий и передовиками производства сидели и седые ветераны, и молодые комсомольцы.

Заметив знакомую женщину, поздоровался и спросил:

– А что тут у вас будет?

– Лекция.

– Лекция? И что за лекция?

– По экономике.

– Вы шутите! Последний раз я видел такое почти тридцать лет назад. А тут – лекция, да ещё и по экономике! И столько народа!

– Да, это лекция по экономике, – подтвердил подошедший молодой человек лет тридцати пяти в распахнутом длинном черном осеннем пальто и с кожаной папкой в руках. – Мы уже не первый раз читаем такие лекции, и у нас всегда много слушателей.

Воронков глянул на него: модный чёрный костюм, белая рубашка с галстуком.

– А! – протянул он.

Он вспомнил про объявление в газете, где сообщалось, как можно заработать в пять раз больше денег, чем вложишь. Ему был знаком этот способ строительства мошеннических пирамид. Ещё в школе прочитал в одной из занимательных книжек, как впервые, а может, и не впервые, такую пирамиду создали в Англии ещё в девятнадцатом веке. Там одна из фирм, производящих велосипеды, предложила покупать их за десять фунтов (они стоили пятьдесят) и объяснила, как это сделать.  Для этого нужно было,  купив пять билетов по десять фунтов, распространить их среди других покупателей. Те, в свою очередь, предъявив купленный билет, получали за деньги ещё пять – для дальнейшего распространения. Когда кому-то удавалось продать пять билетов, то за эти пятьдесят фунтов человек и покупал велосипед у компании. Кончилось тем, что первые получили свои велосипеды, затратив всего десять фунтов; а остальные, которых было в пять раз больше, не получили ничего. Они, заплатив пятьдесят фунтов за билеты, не смогли их распространить, так как уже было некому – все желающие сами искали, кому бы их продать. Их деньги и стали добычей мошенников.

Вот и в их городе уже дважды, с перерывами в пятнадцать лет, создавались такие пирамиды. И именно в этом Доме культуры проводились такие собрания. Сам он не участвовал, потому что понимал механизм обмана. И только удивлялся, почему правоохранительные органы не обращали внимания на явное преступление. Но то были девяностые годы, когда про законы все как будто забыли. И вот снова явились охотники заработать на доверчивости граждан. И вновь нашлись желающие обмануться.

Сейчас мошенники так почти не делают – зачем рисковать! Проще получить лицензию и открыть банк. Потом завысить проценты по вкладам так, чтобы  люди деньги несли, а надзорные органы не заметили строительство пирамиды. Затем следует перевод денег в иностранные банки той страны, откуда в Россию преступников не выдают. А дальше просто – выехал за границу  и живи в своё удовольствие!

Эти, видимо, по каким-то причинам открыть банк не могут и идут на риск. Для того и устраивают большие собрания, чтобы собрать денег как можно больше и быстрее.

Почему же люди так легко попадаются на удочку мошенникам, Воронкова не удивляло. Жадность – вот, что заставляет рисковать. Некоторые, конечно, понимают, чем всё может закончиться, но надеются успеть урвать свой кусок. А на то, что станет с остальными, им наплевать. И сейчас, глядя на эту публику, Воронков не знал, чего  у него больше: презрения к желающим «халявы» или жалости к большинству тех, которые непременно потеряют свои деньги.

Правда, он тут же вспомнил, как сам чуть не клюнул на такое.

Это было в начале девяностых. Тогда из-за бешеной инфляции зарплата была мизерной, да и ту задерживали по несколько месяцев. Когда приходил домой, стыдно было садиться за стол. Спасались только тем, что жене зарплату выдавали вовремя, и на еду денег хватало.

Однажды прочитал в газете объявление: работа на дому, вырезание из бумаги и склеивание. Подумал: а почему бы нет: по вечерам он свободен, и  сколько-нибудь да заработает.

Пришёл по указанному адресу. Офис фирмы располагался на первом этаже  жилого дома. Когда вошёл, женщина лет сорока инструктировала какого-то мужчину. А Воронкова попросила подождать. И он поневоле прослушал часть инструктажа. Оказалось, что работа не сложная. Надо вырезать два кружочка: один диаметром три сантиметра, другой – четыре. Верхний край второго должен быть в виде зубьев. Их надо завернуть на первый кружок и приклеить. В центре – написать число 10 или 25.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Опубликовано в Проза, просмотров: 18 773, автор: Kabanov (44/72)

Один комментарий к “Беда одна не ходит (детектив)”

  • Kabanov:

    Этот рассказ из книги: Кабанов П.Г. Робинзон из «Комфорта»: рассказы. – Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2017. – 224 с.
    Это второй сборник рассказов автора, написанных в жанре классического детектива.
    Главный герой рассказов тот же – следователь по особо важным делам подполковник Кузьмин. Его упорство, опыт и интуиция помогают раскрывать самые сложные преступления. Читатель вместе с ним участвует в расследовании и только в самом конце узнаёт, кто же является преступником.


Добавить комментарий