Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Но у законов есть особенность: если требования закона не учитывать, то он всё равно будет действовать. Его отменить нельзя. Отсюда, если мы признаем данный закон за единственную методологию педагогической деятельности, то такой подход будет считаться априоризмом. Это значит, что теория должна выводиться из данного закона логическим путем и тогда нельзя говорить о методологии деятельности, в отличие от эмпиризма, когда теория является обобщением данных опыта. История позитивизма есть история борьбы за эмпиризм в науке. И сегодня педагогика не может считаться наукой, если она не будет заниматься обобщением педагогической практики. «Педагогическая теория — системное наиболее полное отражение и воспроизведение в познании содержания объекта педагогической науки, верифицированное педагогической практикой, экспериментом».[45]
Следовательно, понятие «закон» тоже не может заменить понятие «методология». Но, кроме научных законов, существуют философские. Например, закон единства и борьбы противоположностей относится к методологии диалектики. Но данный закон может не использоваться в качестве методологической установки, например, тот же закон единства и борьбы противоположностей не применяется в метафизике. Поэтому философские законы могут рассматриваться в качестве методологических.
Получается, что главным свойством методологии является обеспечение создания нового путем определения общего направления и способов практической и познавательной деятельности. Методология — не теория, не закон, не логика. Поэтому до сих пор не удается создать «новый органон» — единственно правильный метод отыскания истины. Но, может быть, методология есть философия?
Философия и методология
Главная трудность в понимании специфики методологии связана с определением места философии в методологии. Не подлежит сомнению наличие методологической функции философии, что в свое время и способствовало отождествлению философии и методологии. Есть ли основания для такого отождествления? Каково действительное их взаимоотношение? Каково место философии в методологии? Почему существуют такие понятия, как «ложная методология», «опасная методология», «противоречивая методология»? Почему, выражая эти же мысли, используют такие понятия, как «ложная философия», «опасная философия», «противоречивая философия»?
Если спецификой методологии является определение общего направления и способов деятельности, то философия в своей методологической функции тоже дает общее направление и определяет способы практической и познавательной деятельности. Может быть, методологическая функция философии и есть единственная методология?
Как отмечалось выше, по этому вопросу существовало два крайних подхода. Первый: философия — есть методология. Второй заключается в том, что методология не нуждается ни в какой философии, ни на каких уровнях. До 70-х годов в отечественной литературе господствовал первый подход. Общей методологией считалась философия марксизма, а именно диалектический материализм.
Методологическая роль принципов, категорий и законов материалистической диалектики была исследована в работах Д.П. Горского, А.Ф. Зотова, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, М.В. Мостепаненко, П.Д. Шептулина и других.
Затем из общей методологии стали выделять частные методологии, методологии конкретных наук, которые иногда трактовались как конкретизация философии. Но то обстоятельство, что методологические знания и нормы существуют вне философии, заставило исследователей искать сущность методологии в формах мыслительной деятельности.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 110 931, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.