Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
На следующем этапе формируются навыки использования в качестве методологических установок знания различных смежных дисциплин, неоднозначно детерминирующих научный поиск. Обязательным для этого этапа является изучение того круга научных знаний, которые касаются понимания человека. Эти знания выступают в качестве методологических для педагогики. При написании дипломных проектов студенты сами уже выступают творцами методологических установок. Они должны уметь оценивать их значимость, соблюдать критерии научности.
Уровень целостного методологического анализа — это уровень специалистов-методологов. Результаты их работы необходимы тем, кто занят разработкой фундаментальных проблем педагогики.
На схеме указаны основные этапы роста методологической культуры, которые должен проходить будущий педагог за время обучения в вузе. В действительности в настоящее время к нему предъявляются лишь некоторые требования, где должна проявляться методологическая культура. Сюда относятся требования написать реферат, курсовую, дипломную работу. Но само обучение методологическому мастерству происходит стихийно. Оно не включено в образовательные стандарты, по нему нет специальных программ. Основные сведения даются руководителем курсовых и дипломных проектов. Необходимо пересмотреть соотношение усилий на подготовку педагога-предметника и педагога-исследователя в пользу последнего. Цель высшего научного образования — усвоение методов научного исследования, обеспечивающее дальнейшее саморазвитие педагога. Поэтому процесс совершенствования методологической культуры педагога должен быть управляемым. Пока же формирование и развитие методологической культуры педагога представляет собой стихийный, разорванный по времени процесс. В курсе педагогики усваивается лишь небольшая часть методологической культуры в виде знаний. Практическое же их применение происходит лишь при написании рефератов. Курсовые работы по педагогике в учебных планах не предусмотрены. В дальнейшем знания педагогики используются лишь при сдаче государственных экзаменов в конце обучения или при написании курсовых и дипломных работ по методике преподавания избранной специальности. Такие работы, как правило, составляют исключения, так как большинство научных руководителей являются преподавателями специальных дисциплин, а не педагогики.
При написании курсовых и дипломных работ происходит усвоение методологической культуры научного исследования, но опять по избранной специальности. При этом целенаправленное совершенствование методологической культуры будущего педагога отсутствует, она формируется только в дальнейшем во время учебы в аспирантуре. Получается, что огромная армия выпускников педагогических вузов не готова к научно-исследовательской работе в области педагогики. Отсюда и консерватизм современной государственной школы. Выход из создавшегося положения должен заключаться в пересмотре стандартов педагогического образования. Разработка стандартов для учителей, включающих наряду с другими базовыми инвариантными общепедагогическими знаниями и умениями также и методологические, позволит решить еще одну задачу, а именно избавить учебные планы от изучения многих частных научных дисциплин, число которых постоянно возрастает.[280]
Ядро профессионально-педагогической подготовки должны составить знания в области педагогики, методологической культуры педагога. Этой частью педагогического знания должны овладевать все педагоги независимо от специфики преподаваемого предмета.
В новых стандартах отводится значительно большее количество часов для изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. Но практика научного исследования вновь зависит от добросовестности преподавателей, а не от жестких требований государственного стандарта. В педагогическом вузе, на наш взгляд, очень важно обучить научно-исследовательской работе именно в области педагогики. Поэтому дипломные проекты должны быть и по педагогической тематике. Кроме того, должны быть специальные курсы по методологии научно-педагогического исследования, чтобы на младших курсах студенты могли овладеть методологической культурой первого уровня — уровня однозначной детерминации, а к концу обучения — уровня многозначной детерминации. Методологическая культура по специальному предмету должна формироваться в процессе учебы при написании и защите курсовых проектов. Овладение высшими уровнями методологической культуры — диалектическим и уровнем целостного системного подхода, приобретение способности к самостоятельному методологическому творчеству, к разработке собственной методологии научного исследования происходят во время обучения в аспирантуре.
Предложенное понимание методологической культуры и путей её совершенствования может быть использовано при решении проблем:
- — соотношения методологии, теории и практики в педагогике;
- — преемственности и обновления педагогического знания;
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 110 945, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.