Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Выделение уровней методологии дает основания и для выделения соответствующих им уровней методологической культуры. Такими уровнями методологической культуры являются: философский, общенаучный и педагогический. Адаптационную роль данный вид культуры может выполнить только через совершенствование деятельности человека, в данном случае педагога. А это предполагает овладение указанными уровнями культуры. Педагогический уровень методологической культуры требует знания истории педагогики и современных педагогических теорий; основных принципов, используемых в качестве методологических установок в педагогике, например принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т.д. В этом случае педагог должен иметь навыки в использовании различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т.д.) и навыки воспитательной работы. На этом уровне методологической культуры он способен создать передовой опыт практической работы, выдвинуть гипотезу и проверить её с помощью устоявшихся в педагогике таких общенаучных методов, как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т.д. Общенаучный уровень методологической культуры предполагает использование в педагогике общенаучных принципов (редукционизма, эволюционизма, рационализма); умение применить приёмы идеализации, универсализации, концептуализации; осуществлять в практике своей работы различные подходы (системный, вероятностный, структурно-функциональный и т.д.). На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка её в педагогической практике. На философском уровне методологической культуры необходимы знания альтернативных педагогических теорий, базирующихся на противоположных методологических принципах, детерминированных различными мировоззренческими установками. Педагог должен уметь определить границы и области наиболее эффективного применения каждой альтернативной теории, то есть ограничить притязание на всеобщность каждой методологической установки. На этом уровне проявляются навыки исторического и логического методов исследования, восхождения от абстрактного к конкретному, метафизического, диалектического и целостного системного рассмотрения явлений.
Философский уровень методологической культуры является высшим, потому что методологические установки этого уровня определяют методологию низших уровней — общенаучную и частнонаучную — педагогическую.
Выделение данных уровней методологической культуры предполагает способность педагога к самосовершенствованию, но не дает представления о его последовательности, и при этом отсутствуют критерии оценки методологической культуры.
В.А. Сластенин и В.Э. Тамарин считают, что, кроме знаний и умений, к методологической культуре относятся «установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии; критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания; доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания; понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии…»[275]
Отсюда к антиподам методологической культуры они относят функционализм, отождествление логики воспитания с логикой обучения, отношение к ребенку как к учебному материалу, подмену целостного педагогического процесса суммой изолированных друг от друга мероприятий и т.п. Несмотря на описательный характер сказанного здесь, мы замечаем ценностный подход к пониманию методологической культуры.
Значение ценностного подхода состоит в том, что он дает возможность определить иерархию методологических знаний, навыков и умений, а также установить последовательность этапов овладения методологической культуры.
Стремление вывести из методологической культуры ценностные элементы было связано с попытками избавиться от идеологических и мировоззренческих влияний на научное исследование. Так, в указанных В.А. Сластениным и В.Э. Тамариным компонентах методологической культуры учителя большинство нейтральны по отношению к мировоззренческим ценностям, хотя и содержат таковые, как дань тому периоду в развитии общества и соответствующей педагогической науки.[276] Но в то же время включение в методологическую культуру элементов, характеризуемых понятиями «установка», «стремление», «критическое отношение», «рефлексия», «доказательное опровержение» без указания методов их количественного определения, делает невозможным их использование ни в качестве оценки разных уровней методологической культуры, ни в качестве самооценки педагогом. А умение дать оценку своим действиям, на наш взгляд, является более важным.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 110 953, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.