Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Актуальность методологических проблем может измениться. Это зависит и от состояния педагогической практики, этому может способствовать и каждый исследователь. В.О. Кутьев дает перечисление актуальных проблем педагогической методологии в качестве ориентира желательных публикаций в журнале «Педагогика»: «Методология педагогики: бесспорные истины или развивающееся знание? Понятийно-терминологический аппарат современной педагогики. Приоритеты и альтернативы развития педагогической науки. Идеальные объекты и целеполагание в педагогике. Политология и педагогика. Педагогика как наука и искусство воспитания. Взаимосвязь и достоверность методов исследования. Преобразующая роль эксперимента. Педагогические измерения. Комплексность и междисциплинарность исследований: предмет, цели и методы. Критерии истинности педагогической теории. Соотношение методологии, теории и практики. Преобразующие функции методологического знания: технология реализации. Фундаментальные педагогические исследования: исчерпан ли их потенциал? Педагогика в системе общественных наук. Преемственность и обновление, традиции и новаторство. Философская категория меры в педагогике. Педагогическая специфика противоречий. Описательные, объяснительные и предсказательные функции педагогики. Моделирование в педагогике».[271] Это простое перечисление проблем дает представление о состоянии педагогической методологии на данный момент. Как видим, педагогическая методология — сложная система, имеющая педагогический, общенаучный и философский уровни.

Имеет ли педагогика только выделенные нами выше уровни или включает другие? Каково её содержание, формы, механизм функционирования и изменения?

Методологическая культура присутствует там, где есть творчество — создание нового педагогического опыта, где нет действия по шаблону, она проявляется в познавательной и практической деятельности, а выявляется при изменении условий этой деятельности. Методологическая культура позволяет разрабатывать оригинальные, нестандартные решения в области педагогической теории и практики

Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип.[272] Для выработки нового принципа нужно определить цели, которые ставит общество перед обучением и воспитанием, конкретные условия, учесть возрастные особенности учащихся, способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций, специфику этого предмета, логику и содержание науки, которая «стоит» за этим предметом, и многое другое.[273] В этом случае сложность работы исследователя значительно возрастает по сравнению с тем, когда он вырабатывает лишь какой-либо педагогический приём. Возрастание сложности требует более высокой методологической культуры педагога. В.В. Розанов сложность считал отличительной особенностью культуры.[274] Отсюда, способность педагога выработать новые принципы, новые подходы в своей педагогической деятельности есть показатель его высокой методологической культуры.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 110 962, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий