Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
В литературе можно встретить выражение «методологический приём». Понятие «приём» в педагогике употребляется как конкретный способ, деталь, элемент метода. Приём — это отдельное действие, элемент какого-нибудь процесса, деятельности. Если метод — это совокупность приёмов деятельности, то понятие «методологический приём» означает, что данный приём используется на протяжении всего периода деятельности. Так, приём создания проблемной ситуации становится и проблемным методом и методологией, если его применение становится целью и общей установкой субъекта деятельности. Если это условие не соблюдено и приём используется в разных методах, то его нельзя считать методологическим. Он уже становится или методом, или просто приёмом. Так, наказание есть приём для наведения порядка и один из воспитательных методов. В качестве же методологии наказание выступало, например, в древнекитайской философии легизма (фа-цзя). Легисты видели в наказании путь решения общественных проблем. Совокупность приёмов образует технологию. Понятие «технология» произошло от греческого techne — искусство и logos — учение. На первый взгляд это понятие относится к методологии, так как технология определяет характер деятельности от начала до завершения и выступает установкой для приёмов. Как отмечает Е. В. Водопьянова, «технологический инвариант существует в любой сфере творческой деятельности, поскольку всякий творческий акт можно свести к технологии перебора вариантов».[18] (В. М. Розин говорит даже о технологической стороне философии. Например, он считает, что философия Аристотеля построена как типичная технологическая дисциплина.[19]) Технологичность, как свойство, обусловлена оформленностью любого содержания, и последовательная реализация технологического подхода «дает возможность переориентации на технологическую парадигму «идеологии» современного образования».[20] По мнению П. Л. Мейтува, популярность идей технологизации образования связана с надеждами на развитие педагогики, так как отношение к педагогическому действию только как к уникальному творческому акту не дает возможность обсуждать какое-либо развитие, а «технологические описания как раз и создаются для воспроизводства деятельности в социально значимых масштабах».[21]
Цель технологизации образования — полная управляемость учебного процесса, получение стабильного результата, исключение недостатков, вызванных влиянием субъективного фактора в педагогической деятельности. В педагогической технологии «учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей».[22] Но технология направлена на практику, «это мастерство, это знание ремесленника, умеющего создавать определенные вещи».[23] Технология обучения — это «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей».[24] Педагогическая технология может функционировать лишь как мастерство для достижения определенных целей. Возможности технологии в педагогике ограничены, так как технология не может выйти за рамки целей, сформулированных за её пределами. По этой причине Х. Г. Гадамер отрицает существование технологии нравственного воспитания, так как в противном случае это означало бы, что «есть знание о том, как человек должен создавать самого себя».[25] С. Смирнов, например, считает неправомерным употребление таких словосочетаний, как «воспитательные технологии», «образовательные технологии», «педагогические технологии», так как пока педагогика не имеет возможности создать подобные технологии. По его мнению, на сегодняшний день правомерно лишь использование понятия «технологии обучения».[26]
Существование педагогической технологии означало бы, что есть известные заранее, конечные цели воспитания людей. Значит там, где цели установлены, можно применять технологию. Но определение конечных целей обучения и воспитания и отыскание средств для их достижения — это задача не технологии, а методологии. Методология не сковывает поисковую активность технологическими требованиями, дает простор для поиска. Этим она отличается от методики и технологии. Технология жестко предписывает последовательность отдельных шагов деятельности. Технология привязана к данному конкретному виду деятельности, методология — нет. Технология конкретна, она требует точного повторения деятельности, методология предоставляет выбор.
В то же время практическое применение методологических установок имеет свою технологию. Её разработка является одной из задач исследовательской деятельности.[27]
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 110 973, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.