Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Сегодня, в условиях философского плюрализма, проблема взаимоотношения педагогики и философии приобретает новый смысл. Плюрализм философии требует формирования философской культуры. Методологическая культура без философской культуры становится технологией и может превратить образование из средства развития культуры в средство социального управления. «…Детерминизм в образовании — лучшее средство уничтожения в человеке человеческого. Предположение о наличии единственно правильного ответа на возникающие вопросы означает отказ человеку в праве быть человеком».[195] Научная методология (представленная в технологии) стремится сделать образование детерминированным процессом, философия разрушает его, каждый раз снова ставит педагога и ученика перед выбором. Выход из ситуации выбора в силу жизненной необходимости дает философская методология. Можно быть приверженцем одной философии. Но в этом случае действия будут детерминированы однозначно, а это в конечном итоге приведет, по справедливому замечанию М.И. Фишера, к «попыткам свести философию к роли «служанки», обслуживающей то ли политиков, то ли управленцев, то ли прагматиков от науки, то ли еще кого-то».[196] Задача философии состоит в том, чтобы «заставить людей, принимающих решение на любых уровнях, от общенационального до сугубо личного, глубоко задумываться о последствиях своих действий…, помочь им увидеть многомерность мира и многочисленные взаимосвязи всего со всем и правильно определять меру свободы и ответственности в деятельности каждого человека».[197] Необходимо «…разрушать сциентическое самомнение, приводя его к сомнению и даже отчаянию».[198] Такую роль может выполнять только совокупное философское знание. Ограничиваться одной философией, одной методологией нельзя. Как утверждает С.Н. Булгаков, «разум, стремясь к монизму, к логическому созиданию мира из себя, фактически совершает акт произвола, избирая из доступных для него опытных начал то или иное и, таким образом, вступая на путь философской ереси».[199] Создание и использование только одной философской системы — это «гордость разума», его догматизм. А отказ от односторонности есть философская культура.     Философский плюрализм, предоставляя человеку выбор, погружает его в бесконечные сомнения. Но выход происходит в методологии. В.Н. Сагатовский так выражает эту мысль: «…Философ может считать своей основной функцией критически разрушающее осмысление позитивных результатов и методов и бесконечную «проблематизацию ситуаций», любуясь при этом трагической мучительностью поиска истины как Процессом. Но если он хочет так объяснить мир, чтобы на этой основе найти методы его целенаправленного изменения, он должен суметь перейти от привычек вольного художника-проблематизатора к поискам решения методолого-теоретических проблем так, как это диктуется целостной задачей той социальной деятельности, в рамках которой он принял на себя определенные позитивные обязательства».[200]

Если философия приводит к сомнению, то философская методология находит выход из этого состояния. Сомнение, его глубина есть показатель философской культуры человека.

Практическая потребность совершать поступок заставляет его сделать выбор, и здесь необходима методологическая культура. Поступок нормального человека осмыслен, предопределен пониманием его необходимости. Необходимость же определяется смыслом жизни, элементом которого и является поступок. Следовательно, смысл является методологией деятельности педагога. В этом и заключается различие методологической культуры педагога и естествоиспытателя. В естественных науках философские взгляды исследователя представлены в картине мира, которая служит обоснованием абстрактных теоретических схем. В предложенной В.С.Степиным концепции такое обоснование достигается за счет двух познавательных процедур. Первая из них предполагает установление связей между абстрактными объектами схемы и реальными объектами опыта. Вторая процедура состоит в их отображении на картину мира. Вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 111 429, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий