Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Вторая группа ученых под методологией понимает систему знаний об основах и структуре научной теории, о способах получения знаний [5], теорию конструктивного роста научного знания, исследования познавательного процесса [6], специальное философское учение об общих основаниях научного знания, принципах, формах и методах научно-исследовательской деятельности.[7]

Следующая группа ученых под методологией понимает разработку метатеорий для усовершенствования теории, овладения методикой её построения и развития, изучение её структуры, логического аппарата [8], анализ деятельности по производству знания, выявление закономерностей этой деятельности, изучение средств и методов, с помощью которых в науке получается новое знание [9], исследование процессов обогащения, развития содержания научного знания, выработка норм, способов, приёмов исследования.[10]

Существуют определения, которые не ограничивают методологию только рамками научного исследования. Р.И.Иванова под методологией понимает не только учение о методах науки, но и учение о методах преобразования действительности.[11] Бесспорным в этих определениях является то, что методология обеспечивает деятельность средствами, эти средства являются рациональными знаниями, они направляют деятельность, нормируют ее. Спорными же являются вопросы специфики, «первичного звена» методологии. Широкое распространение в научной литературе получил подход Э.Г. Юдина, который дал определение методологии как «системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».[12] Это определение было признано и педагогами (В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер). Однако и оно тоже недостаточно выделяет специфику методологии, так как «не только методологическое, но и предметно-теоретическое знание (как и любое знание вообще) обладает свойством ориентировать и направлять деятельность субъекта».[13]

По мнению И.П. Элентуха, основными специфическими признаками методологии, выражающими её сущностную природу, является стратегичность как в организации, так и в осознании деятельности. И.П. Элентух определяет методологию как форму рефлексии стратегической структуры деятельности.[14] Но понятие «стратегия» тоже не позволяет выявить специфику методологии, так как методология присутствует и в тактике, как определение способов познавательной и практической деятельности. Таким образом, существует проблема определения методологии. По мнению М. Хайдеггера, в таком положении оказывается любая наука, так как «науке отказано в возможности научно проникнуть в свою сущность».[15] Но в первом приближении методология ¾ это то, что определяет способы практической и познавательной деятельности. С этих позиций проанализируем связь с методологией понятий, используемых в качестве методологических. Мы не претендуем на исчерпывающий анализ этих понятий, это не входит в цели данной работы. Нам важно определить, нет ли среди них такого, которое выразило бы суть методологии и позволило бы использовать в качестве меры при построении программы формирования и развития методологической культуры педагога.

Наиболее близкое по значению к понятию «методология» понятие «метод». Эта близость фиксируется во многих определениях методологии. Так, например, В. С. Степин утверждает: «Коротко методологию науки можно охарактеризовать как учение о методе научно-познавательной деятельности».[16] Действительно, любая конкретная методология включает в себя только определенные, соответствующие ей методы. Поэтому метод может указывать на методологию, в которую он включен, и в этом случае может употребляться как понятие, выражающее эту методологию, как синоним ее. Например, диалектико-материалистический метод рассматривался и как диалектико-материалистическая методология. Но методология может включать в себя не один метод, она может включать совокупность методов, образующих единую систему. Кроме того, в отличие от методологии, метод жестко детерминирует каждый шаг деятельности, «что исключает сколь-нибудь значительное вмешательство самого человека».[17] Методология же дает лишь общее направление. Поэтому лишь только тогда, когда какой-либо метод используется на протяжении всего исследования и подчиняет себе все остальные методы, он может выступать в качестве методологии.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 110 949, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий