Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Далее В.И. Метлов показывает, как критика односторонних подходов приводит к становлению диалектической методологии. По-иному решается теперь проблема соотношения философского и специально-научного познания. Теперь, как пишет В.И. Метлов, это по преимуществу вопрос о месте и роли специально-научного знания в решении задачи построения теории материалистической диалектики. Задача диалектической обработки науки — это, прежде всего, задача построения системы категорий материалистической диалектики. Методологическая культура заключается в обеспечении единства в развитии диалектики и науки. Диалектическим данный уровень методологической культуры называл Э.В. Ильенков. Для него культура спора, культурадискуссии предполагает умение взглянуть на вещи с противоположной точки зрения, а умение делать это без наличия внешнего оппонента «является признаком высшей — диалектической культуры ума».[177] Диалектический уровень методологической культуры в отечественной философии исследовался довольно подробно и тщательно. Обстоятельно изучалась методологическая роль законов и категорий диалектики. Конечно, это сопровождалось традиционной критикой таких недиалектических подходов, как релятивизм, эклектика, метафизика и т.д. В 1981-1985-х годах большим авторским коллективом был осуществлен выпуск пятитомного издания «Материалистическая диалектика», где в систематизированной форме были представлены достижения отечественной философской мысли в разработке проблем диалектики и её методологической роли в естествознании и общественных науках. Но диалектический уровень не учитывает всю гамму воздействий на исследователя и практика, особенно в педагогике. Не учитываются и иррациональные моменты деятельности. До недавнего времени в нашей стране они оставались за пределами теоретического анализа. В настоящее время интерес к ним растет. Предложения соединить науку и мораль, включить в познавательный процесс чувства, интуицию, веру и т.д. раздаются уже давно. Но включение иррационального в методологическую культуру противоречит природе научного знания. Преодолеть ограниченность только рационального подхода к познанию необходимо в рамках самой рациональности, что представляет собой сложную проблему. Методологическим основанием её решения является идея «всеединства» В.С. Соловьева, а также идеи М.М. Бахтина, В.Н. Сагатовского. В рамках решения данной проблемы целостный подход в методологическом анализе развивает в своих работах И.П. Элентух. Исходя из деятельностного, бытийного и сущего (космического) единства человеческой жизнедеятельности, а также логико-языковой, гносеологической и деятельностно-онтологической природы знания, он обосновывает целостность методологического анализа, как системного единства логико-семиотического, гносеологического и деятельностно-онтологического начал научной рациональности.
Обеспечение целостного подхода требует очень высокой методологической культуры. Этот уровень методологической культуры должен учитывать сложную полифонию воздействий на результаты исследований. Уровень методологической культуры данного уровня можно назвать уровнем целостной системной детерминации. Иррациональное в методологическую культуру может войти только через философию, которая «переводит» на рациональный язык чувства, веру, интуицию, мораль философа.
Выделенные уровни методологической культуры имеют абстрактный всеобщий характер. В конкретной науке они наполняются собственным содержанием, которое отражает её специфику.
Глава 2. Методологическая культура педагога и пути её совершенствования
- Основные черты методологии современной общей педагогики
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 110 958, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.