Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Но мы не можем с уверенностью сказать, что все педагогические идеи философов есть следствие методологических установок, вытекающих из его философских систем. Так, Демокрит один из первых высказал мысль о необходимости сообразовать воспитание с природой ребенка. Он высоко оценивал роль упражнения, воздействия родителей и т.д. До нас не дошли произведения Демокрита. Возможно, к этим выводам он пришел, исходя из философских взглядов, но непосредственно эти положения никак не следуют из его атомистической философии. Точно так же разработанные Я.А. Каменским принципы сознательности учения, систематичности и посильности обучения, скорее всего, определялись его педагогическими, а не философскими установками. Например, из философских представлений нельзя непосредственно вывести необходимость предложенной им классно-урочной системы или необходимость использования учебников. По этой причине нельзя считать философией образования педагогические высказывания философов только потому, что они философы. Философия образования выражается в категориях философского учения, которое выполняет методологическую роль при формировании педагогических воззрений. Если высказывания философа выражены без применения философской методологии, то он выступает в роли педагога. Наличие нефилософских педагогических идей у философов есть косвенное свидетельство существования собственно педагогических методологий. В свою очередь, педагог может перейти от педагогики к философии, если будет оперировать философскими законами, применяя их к педагогике.
Песталоцци видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей. Поэтому, когда понял, что его приют может существовать лишь за счет нещадной эксплуатации детей, он отказался продолжать деятельность приюта. Непосредственной причиной такого шага была любовь к детям. По-видимому, не из философских, а педагогических соображений родилась его идея соединения обучения с производительным трудом, а частные методики начального образования Песталоцци создает, скорее всего, исходя из общих дидактических положений.
Нельзя сказать, что непосредственно философские идеи лежат и в основе системы наказаний, разработанной Гербартом. Более вероятно, что свои дидактические выводы он делал на основе психологических представлений, и психологические, а не философские идеи лежат у него в основе представлений о роли наглядности и «теории ступеней обучения».
Педагогика связана со многими науками. Этот вопрос обстоятельно рассмотрен В.Е. Гмурманом.[146] Из всего комплекса наук, с которыми связана педагогика, очень большую роль в развитии педагогики играет психология. Характер связи педагогики и психологии очень сложен и поэтому неоднократно вызывал споры педагогов и психологов. Более подробно этот вопрос исследован В.В.Краевским. По его мнению, пока педагогика не накопила в достаточной степени собственного научного содержания, психология выступала как наука, дающая теоретическое обоснование педагогической практике. Этот подход сохранился и сегодня в форме так называемого «психологизма» — представления о том, что научной основой педагогики является психология. Если следовать этому взгляду, то педагогика окажется лишенной научного содержания и явится лишь практикой психологии. Методологическая же редукция позволяет отделить педагогику от психологии, и мы разделяем мнение В.В. Краевского о том, что педагогика и психология являются самостоятельными научными дисциплинами, но педагогика не может развиваться без данных психологии. По мнению В.В. Краевского, ошибка «психологизма» происходит из-за отождествления объекта педагогического исследования с объектом практического педагогического воздействия, каким является психика человека, которого нужно обучать и воспитывать. Объектом педагогики является педагогический факт, ребенок же не исключается из поля зрения педагога-исследователя, но в качестве собственного объекта педагогической науки изучает не индивида с его психикой, поскольку это задача психологии, а систему педагогических воздействий, «кооперированную деятельность преподавания ¾ учения, методы обучения и воспитания, содержание образования и способы его включения в деятельность обучения и т.д.»[147] При конструировании норм педагогической деятельности педагогика пользуется многими источниками, и психологическое знание одно из них. Методологическая редукция не только выявляет собственное содержание педагогики, но и показывает, как положения самой педагогики выступают в роли методологических оснований в ходе дальнейшего развития педагогических знаний. Мы можем с большой долей уверенности предположить, что если в основе требования о культуросообразном характере воспитания Дистервега лежат социологические взгляды, то прежде всего педагогическая практика заставила его отстаивать тезис о руководящей роли учителя, и А.И. Герцен, когда рассуждал о дисциплине, как условии воспитания, руководствовался педагогическими соображениями.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 111 433, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.