Kabanov

Вопросы совершенствования методологической культуры педагога

Для анализа специфики методологической культуры необходимо выделить самые существенные свойства культуры. Такими являются свойства, обеспечивающие выживаемость человека в изменяемом им самим мире. Культура пришла на смену биолого-генетического регулирования поведения, и она дает возможность иного взаимодействия со средой, она же требует от человека и способности взаимодействовать со средой по-новому, а следовательно, принуждает его развиваться. В целях нашего исследования мы ограничимся лишь несколькими сторонами культуры. В первом случае культура — это всё то, что создается человеком искусственно. Культура предстаёт в этом случае в виде «внебиологически выработанного способа человеческой деятельности», В этом смысле культура противостоит природе, а её главная функция адаптационная, заключающаяся в самосохранении и развитии общества в процессе его взаимодействия с природой. Данный подход разрабатывается в трудах М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, Ю.А. Жданова и других. Этот подход получил название социологического. При таком подходе культура — это, по выражению С.И. Гессена, «непреходящее прошлое», которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению, а методологическая культура — это многообразные формы и методы познавательной и практической деятельности. То, что было использовано в прошлом опыте, что должно быть сохранено и использовано в будущей деятельности в качестве её образца, способа. Это все методологические установки (идеи, принципы и т.д.). Вторая сторона культуры, которая поможет нам приблизиться к пониманию сущности и специфики методологической культуры, связана с ценностным подходом к культуре. Этот подход зафиксирован и в этимологии слова «культура». В большинстве случаев указывается, что в переводе с латинского оно означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Особенно важным здесь является последнее значение — культура как почитание. На эту сторону культуры указывает и корень слова «культ», как то, чему отдается предпочтение, чему поклоняются. Так, по мнению В.В.Розанова, «культура есть всё, в чем завит, скрыт какой-нибудь культ… В понятии культа содержится внутренний, духовный смысл культуры… Культ есть внутреннее и особенное внимание к чему-нибудь, предпочтение некоторого всему остальному». В.В.Розанов показывает следующую этимологию слова «культура»: «Colo — чту, потом возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту; отсюда — cultum», Розанов приводит в качестве примера Джордано Бруно, взошедшего на костер «за дорогую, открытую им истину, быть может за заблуждение своего ума». Следуя такому пониманию культуры, можно утверждать, что методологическая культура заключается не только в безудержном поиске новых способов деятельности (инновации), но и предпочтении уже оправдавших себя методов (традиции). Без традиций культура распадется, так как остается только единичное, всеобщее же, смысл всего исчезает. В этом отношении культура является средством регулирования будущей деятельности. Культура — часть материального мира, получившего смысл в результате человеческой деятельности. Смысл же — это всеобщая связь предметов, втянутых в человеческую деятельность, обеспечиваемая идеальными средствами. Она обеспечивает «субстанциональное единство» мира человека, понимание человеком мира. Поэтому понимание входит в методологическую культуру как обязательный элемент. Это понимание иного (текста, поступка, проблемы, средств и методов её решения), понимание своей позиции, своих действий. Но как возможно понимание? Что вообще оно означает?

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63

Опубликовано в Наука, просмотров: 111 435, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий