Kabanov
Вопросы совершенствования методологической культуры педагога
Но несмотря на наличие глубоких научных разработок проблем методологической культуры рядовой учитель сегодня не обладает методологической культурой научного исследователя. Исследователи указывают на неосведомленность, неготовность и неспособность основной массы педагогов воспринять передовой опыт, внедрить проектную разработку, реализовать новую педагогическую идею.[77] Такая ситуация, помимо социокультурных причин, может быть объяснена и отсутствием механизма формирования и совершенствования методологической культуры, что, в свою очередь, является следствием неразработанности концепции методологической культурой вообще и методологической культуры педагога в частности.
К анализу самого понятия «методологическая культура» и его содержания обратились лишь недавно.
К анализу самого понятия «методологическая культура» и его содержания обратились лишь недавно. Существует лишь несколько работ, где специально анализируется методологическая культура. В разделе «Методологическая культура в контексте образования» монографии А.А. Касьяна «Контекст образования» методология рассматривается как способ взаимодействия философии и науки, а методологическая культура является показателем уровня развития методологии науки и характеристикой личности в сфере образования. В диссертационных исследованиях В.С. Лукашова «Методологическая культура преподавателя» и Е.В. Бережновой «Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики» (М.,1994), в материалах целевой исследовательской программы «Учитель», выполненной В.А. Сластениным и В.Э.Тамариным на базе педагогического факультета МГПИ в содружестве с большой группой пединститутов и университетов, методологическая культура выступает как рефлексия исследовательской деятельности педагога. В рамках этого направления ведется разработка проблем методологической культуры представителями методологической школы В.В. Краевского. Содержание методологической культуры педагога раскрывается в ряде статей в научных педагогических журналах. В.К. Кириллов в статье «Методологическая культура учителя, её формирование в учебном процессе педвуза» делает акцент на дидактическом аспекте методологической культуры. Сложность методологической культуры как социально-исторического и гносеологического явления требует и адекватных познавательных средств исследования. Наиболее разработанным в педагогической науке является системно-деятельностный подход. Его описание и функционирование представлено в трудах В.П. Беспалько, В.А. Дмитриенко, М.Б. Ракитова, В.М. Сагатовского, В.Н. Садовского, А.И.Уемова, В.Г.Юдина и др. Системно-деятельностный подход требует, во-первых, выделения методологической культуры из общей культуры педагога вначале по внешним характеристикам, затем изучения методологической культуры как явления, состоящего из элементов разных уровней сложности. Здесь уже должны быть выделены уровни методологической культуры педагога. Следующим шагом исследования должен быть поиск оснований, которые упорядочивают содержание методологической культуры и являются структурообразующим базисом методологической культуры. От структурного анализа необходим переход к изучению функций элементов структуры. Функциональный подход дает возможность установить структурно-функциональные связи элементов методологической культуры. Методологическая культура уже предстаёт как целостное явление. Поэтому возможно её изучение как системы. Далее следует системный уровень познания методологической культуры. На этом уровне выясняются социальные потребности методологической культуры, виды методологической деятельности, педагогические средства методологической деятельности и их функции. Деятельностный подход к методологической культуре педагога предусматривает выявление целей методологической деятельности, определение условий для применения тех или иных методологических средств при педагогическом познании, критериев эффективности методологической деятельности, уровней методологической культуры педагога как результата, продукта методологической деятельности. В педагогике результатом будет изменение объекта и субъекта в процессе научной и практической педагогической деятельности как реализации методологической культуры. Понятие «методологическая культура» сложное. Оно включает в себя такие родовые понятия, как «методология» и «культура». Поэтому для выяснения специфики, содержания и механизма функционирования методологической культуры необходимым является анализ понятия «культура». Многозначность этого понятия отмечается во всех исследованиях по культуре. Многие исследователи убеждены в том, что это обстоятельство не дает возможности для четкого и однозначного определения культуры, поэтому «известная доля конвенциальности в данной ситуации представляется ныне как нельзя более необходимой…»
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63
Опубликовано в Наука, просмотров: 110 948, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.