Kabanov

Русская культура

Общинная организация жизни, общинный характер землевладения обеспечивался периодическими (раз в 8-12 лет) переделами земли. Сначала землю делили по количеству мужиков в семье (считалось, что женщины рано или поздно должны быть при муже). Так как нередко в одних семьях рождались только мальчики, а в других только девочки, это создавало неравенство, поэтому землю стали делить «по едокам». Передел не только уравнивал права на землю всех общинников, но и создавал соответствующую психологию взаимопомощи, равенства. Каждый член общины мог надеяться на помощь в случае неурожая. Можно было плохо работать и плохо жить, но не умереть: если налоги не можешь заплатить – заплатит община. Отсюда и духовное единение народа.
Иногда утверждают, что частная собственность на землю не отвечала российскому общинному менталитету [1, 29]. Это правильно, но лучше сказать наоборот: этот менталитет – результат необходимости совместного выживания в суровом климате. После революции 1905-1907 гг. царское правительство сделало ставку на «крепкого единоличного собственника». Реформа П.А. Столыпина предусматривала возможность крестьян выйти из общины. Вышло около 2,5 млн. домохозяев (22% общинных дворов). Но основная масса крестьян беднела, урожайность так и осталась низкой (в 4-5 раз ниже, чем в Англии и Германии). Часть переселенных за Урал крестьян вернулись в свои края ни с чем, а хуторян-единоличников разорили перекупщики. Впоследствии крестьяне составили социальную базу новой революции 1917 года. Причина краха столыпинской реформы – не соборность, не менталитет, а невозможность единоличного существования в российских условиях, что, так или иначе, осознавалось массой крестьян. В той же Сибири переселенцы охотно вливались в местные общины.
Даже антинародная коллективизация 30-х годов особого сопротивления у крестьян не вызвала. Предложенный властью новый способ жизни мало чем отличался от старого, привычного. И раньше сообща и бесплатно строили мосты и плотины на речках, укрепляли овраги, помогали друг другу, если работа требовала участия многих людей (например, построить дома). Поэтому и в колхозе работали на совесть, хотя этот труд фактически не оплачивался.
Фермерство же в наши дни носит ограниченный характер не только из-за приверженности к коллективным формам жизни. Есть причины материальные: открытость России для импорта дешевой сельскохозяйственной продукции делает наше сельское хозяйство неконкурентоспособным. Коррупция в земельном обороте, проблемы со сбытом готовой продукции, отсутствие первоначального капитала у тех, кто хотел бы заняться сельскохозяйственным производством и т.д.
Коллективным формам отдавалось предпочтение не только в сельском хозяйстве. Организационной формой мелкого предпринимательства чаще всего была артель. Артель – (от татарского слова «арта» — община) – товарищество, образовавшееся для производства работ с полным равенством и круговой порукой. В современном законодательстве такая организация называется товариществом.
Соборная психология на Руси поддерживалась различными материальными средствами. Индивидуализм, эгоизм, аморализм наказывались. Для дворян в качестве таких средств выступали дуэли, суды чести, для крестьян – отлучение от церкви. В советский период коллективистская психология поддерживалась КПСС воздействием на население через партийное осуждение членов партии (а это 18 миллионов), через руководимые ею профсоюзы, комсомол, товарищеские суды, творческие союзы. Если суд не мог доказать вину человека, но общество знало что он виновен, то включались механизмы материальной поддержки морального осуждения. Аморальный человек, как правило, не награждался, не повышался в должности, не избирался в руководящие органы общественных организаций и т.д.
В настоящее время эти механизмы не работают. Единственный способ воздействия на таких людей – суд, а суд нарушение морали не учитывает. Поэтому наблюдается рост количества различных нарушений моральных норм. В условиях низкой правовой культуры населения, трудностей с защитой прав граждан (а по сути – невозможности их защитить) в обществе существует недовольство ростом аморализма.
Соборностью можно объяснить и присущее русским чувство юмора. Причем юмор у русских особенный. Американцы смеются над комической ситуацией (упал, измазался, промок), русские смеются над социальным значением события, явления (не понял, что ему сказали или понял, но не так).
Человек по природе коллективист. В коллективе всегда веселее – и себя показать, и песню спеть, и сплясать. Тем более в условиях русского климата, где по-другому вообще нельзя было выжить. Соборный дух и выражал это. Коллективный труд – причина духовного единения народа – причина его соборности. Условия жизни заставили объединиться, а объединение породило дух коллективизма, обеспечивающий решение метафизического вопроса: как жить.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Опубликовано в Наука, просмотров: 46 740, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий