Kabanov
Русская культура
Из уважения своего свободного состояния вытекает чувство патриотизма. Русский человек, действительно, может с полным правом говорить: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Речь не идет о демократии в европейском понимании, а только о самочувствии. Даже в самые жестокие годы диктатуры русские чувствовали себя свободными. Это свобода раба, способного, как ему кажется, обмануть своего сурового господина. Самодисциплина европейца для русского кажется покушением на его волю. Даже русские немцы, переехавшие на историческую родину, испытывают дискомфорт из-за разницы в свободе поведения. Некоторые по этой причине возвращаются в Россию, другие приезжают на время отпуска «оторваться». Русскому, попавшему в Европу, еще тяжелее подчиняться многочисленным новым для него правилам. Самочувствие русского в этот момент можно сравнить с ощущениями человека, привыкшего работать в поле, а теперь попавшего в цех на конвейер. Он просто не может к этому привыкнуть.
Примером патриотизма является позиция крепостных крестьян в годы Отечественной войны 1812 года. Наполеон, освобождая завоеванные народы Европы от крепостного права, сопротивление со стороны населения не встречал. Совсем по-другому его встретили в России. Так же и Гитлер легко захватил Европу, но когда напал на СССР, против него сражалась даже белая эмиграция, в том числе и антисоветски настроенная.
Сегодня немало россиян покинуло родину и живут в разных странах. Многие из них, конечно, любят Россию. Но те, кто остался нередко рассматривают уехавших жить на Запад, как предателей.
Чувство патриотизма, конечно же, вызвано не только личным ощущением свободы, но и местом России в мире. Россия самодостаточная страна, и ее экономика не требует особых услуг других стран, поэтому она ведет себя независимо. А это порождает чувство гордости у русских. Расположенные рядом народы Средней Азии и Кавказа не смогли ответить на вызов промышленного мира. У них преобладало сельскохозяйственное производство. Поэтому они были обречены на зависимость от промышленно развитых стран и соседние народы выбрали добровольный союз с Россией. Это было выгодно всем: Россия обеспечивала безграничный рынок сбыта для их сельскохозяйственной продукции, получая взамен рынок сбыта для своей промышленности. В советский период была поставлена цель развить промышленное производство во всех республиках с целью формирования однородного общества. Некоторые исследователи считают, что «советский человек» – это не выдумка коммунистических идеологов, а реально сложившийся на территории СССР тип людей с прекрасными чертами характера – бескорыстный, всегда готовый прийти на помощь интернационалист.
Национализм – порождение эгоистических экономических устремлений. Особую остроту он принял в период приватизации (или «прихватизации», как ее называют в народе) государственной собственности, накопленной в советский период. По-видимому, со временем, когда делить уже будет нечего, национализм пойдет на спад. Уже сейчас значительное число граждан бывших союзных республик (особенно Средней Азии) были бы не против вернуться в СССР.
В результате распада СССР все бывшие союзные республики провозгласили суверенитет. В части из них русских стали считать оккупантами. Это и оскорбительно, и несправедливо. Поэтому русские болезненно реагируют на каждый недружественный акт, направленный против России.
Правовой нигилизм как проявление свободолюбия
Возможность осуществления свободы воли порождает и негативное отношение к любому ее ограничению. У русских это выливается в то, что называется «правовым нигилизмом». Власти тоже убедились, что законы издавать бессмысленно, так как контролировать их выполнение невозможно. Поэтому на душу русского человека приходится меньше всего различных норм и законов, чем у остальных народов мира. Совсем другое дело у законопослушной Европы, где несоблюдение законов может разрушить устоявшийся жизненный уклад и где больше возможностей для государственного контроля за поведением граждан. Ученые утверждают, что больше всего норм на душу населения приходится в Германии.
Но русским властям законы все-таки нужны, так как они оправдывают их действия, хотя сами власти законы тоже не любят соблюдать. Иллюстрацией поведение власти по отношению к законам может служить поведение мальчишек в фильме «Уроки французского». События происходят в голодное военное время. Дети играют в деньги. Надо было своей монетой попасть в другие. Если попал, то забираешь себе. Четырнадцатилетний герой фильма, чтобы иметь хотя бы небольшие деньги натренировался метко бросать монету и однажды обыграл всех соседских мальчишек. Но ребята постарше деньги у него отобрали.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Опубликовано в Наука, просмотров: 46 732, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.