Kabanov
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количественно оцениваются и результаты других видов творчества. В качестве количественного критерия здесь могут выступать и количество проданных билетов, и количество собранных денег. Но зависимость от результатов творчества здесь не прямая. На оценку большое влияние оказывает такие вещи, как доступность для зрителей, престижность, мода и т.д.
В таблице приведены варианты оценок проявления творческих способностей. Использованные здесь понятия для их выражения условны. В каждом виде деятельности существуют собственные понятия для их обозначения, в том числе и с гораздо большей дифференциацией. Например, оценки в спортивных состязаниях по прыжкам в воду и в спортивных танцах, деление продукции на три сорта в производстве, определение мест в различных конкурсах и т.д. Главное заключается в том, что оценки должны выражать разный уровень творческих способностей, проявление которых и оценивается. Условно и само деление проявления творческих способностей в таблице на три категории. Их можно выделить больше и на практике они обозначаются по-разному. Например, лица с высокими творческими способностями – это «мастер с большой буквы», «выдающийся», «талантливый», «гений»; со средними – «ремесленник», «мастер», «умелец»; с низкими – «новичок», «подмастерье», и т.д.
Для лиц с высокими творческими способностями
|
Для лиц со средними творческими способностями | Для лиц с низкими творческими способностями | ||
То, что выходит за рамки представлений о творчестве | Непонятно | Раздражает | Ужасно | |
То, что превосходит норму | Прекрасно (превосходно) | Непонятно | Раздражает | |
То, что является нормой | Выше среднего | Отлично Хорошо, Неплохо | Прекрасно (превосходно) | Непонятно |
Среднее | Безвкусица | Отлично Хорошо, Неплохо | Прекрасно (превосходно) | |
Ниже среднего | Пошлость | Безвкусица | Отлично Хорошо, Неплохо | |
То, что ниже нормы | Дикость | Пошлость | Безвкусица |
Представляет интерес и само деление людей по творческим способностям на категории: всегда ли человек находится на данном уровне или в каком-то виде деятельности он может обладать наивысшим уровнем творческих способностей, а в другом – средним или низшим? В жизни мы встречаем и те и другие примеры. Обычно гений в одном, становится выдающимся и в другом. С другой стороны, каждый человек может оказаться на вершине творческих способностей. Например, в спорте человек может показывать не самые высокие результаты в каждом отдельном виде спорта, но быть чемпионом в многоборье. Для наглядности представим, что средних способностей штангист средне играет в шахматы. Но он может оказаться лучшим штангистом среди шахматистов и лучшим шахматистом среди штангистов. Современная дифференциация трудовой деятельности иногда требует и более сложных сочетаний творческих способностей работника. Это означает, что теоретически у каждого есть возможность для профессионального роста, чтобы испытывать чувствовать удовлетворения от собственной деятельности, находясь на вершине пирамиды способностей.
Для деления результатов деятельности на различные категории, выражаемые различными понятиями, например, «безвкусица», «обыденное», «прекрасное», «безобразное», «ужасное» и т.д. очень важным является понятие меры каждого из них.
Мера зависит:
— от первичной биологически предопределённой способности человека к новациям, обеспечивающей ему выживаемость в изменчивом мире;
— от природной способности психики человека воспринимать новации и адаптироваться к ним;
— от скорости изменений в обществе;
— от уровня развития педагогических способностей общества, определяющих скорость самообучения личности.
Возможно, мера имеет разные величины, для различных видов деятельности, которые изменяются ещё и во времени, то есть для разных эпох существуют ещё и разные скорости культурного процесса. Чтобы выяснить это, нужны данные, нужна методика их обработки. Самыми точными будут те, исследования, где есть результаты, полученные на пределе человеческих возможностей. Например, в спорте. Причём результаты спортивных соревнований накоплены за многие десятилетия и оформлены документально. Некоторые данные можно найти и по другим видам деятельности.
В ходе исследований необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Имеет ли творческий процесс одну и ту же скорость изменений во всех видах деятельности?
Опубликовано в Наука, просмотров: 8 490, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.