Kabanov

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На одной из олимпиад, нашим гимнасткам на бревне судьи занижали оценки «за излишний риск». Возможно, что это был лишь повод для дискриминации российской сборной по политическим мотивам, но сам факт говорит о том, что проявление больших творческих способностей можно представить как нечто ужасное, в силу его опасности, чем судьи и воспользовались.

Как бы ни различались культуры разных народов, стремление к безопасности создает фундамент для единой оценки проявления творческих способностей. Несмотря на то, что творчество носит спонтанный характер, безопасность у разных народов обеспечивается примерно одинаковыми средствами. Поэтому возможен консенсус ценностей, возможен диалог культур, возможно единое светское образование для представителей разных национальностей и конфессий.

Так как в качестве безобразного может выступать как превышающее меру прекрасного, так и то, что ниже её, то возможно их отождествление. Иногда проявление творчества низкого уровня преподносят как высокое, а высокое воспринимается как низкое.Так многие произведения абстрактной живописи художника, считающего себя профессионалом, ничем не отличается от живописи животных, обученных рисовать. Например, в Чехии недавно была выставка рисунков слонихи чешского зоопарка. И, как заявил устроитель выставки, если бы не подпись, её картины приняли бы за произведения мастеров современной живописи.

Но то обстоятельство, что безобразное высокого и низкого – результат разного уровня творчества, даёт основания для их различения. Некоторые исследователи критерием более высокой культуры считают возрастание сложности. Но само это понятие сложность в творческой деятельности неопределённо. Что сложнее сделать: простую функциональную вещь или нагромоздить сложное сооружение? В технике немало примеров, когда простое решение намного гениальнее сложного. Значит единственным критерием творчества остаётся новизна. Чтобы создать новое, надо не повторяться, а это как раз очень сложно.

Но мы видим, что новизна может быть и случайной мазнёй сумасшедшего или животного. Как же их отличить от подлинного творчества? Большой соблазн сделать критерием опредмеченную в творчестве мысль. Так сегодня пытаются найти эту мысль в «Чёрном квадрате» Казимира Малевича. Но в этом случае искусству приходит конец. Почему его «Чёрный квадрат» – искусство, а точно такая же «картина» моляра – нет? Почему заплетающуюся походку пьяного не назвать высшим проявлением балетного искусства? Получается, для того, чтобы быть великим художником можно не уметь рисовать, великим танцором — не иметь чувство такта, великим певцом – не иметь ни голоса, ни слуха.

Что же тогда сотворил Малевич? «Чёрный квадрат» – это автограф. И ничем другим он не является. Есть автографы на фотографиях, на листках бумаги, на книгах. Малевич подписался на чёрном квадрате. Это тоже проявление творчества, но в создании автографов.

«Герника» Пикассо – это плакат. Очень сильный, но плакат. Для его создания тоже нужно было проявить очень высокие творческие способности. Но это другой жанр. Особенность плаката – злободневность, символизм. Уберите в картине «Утро на Куликовом поле» название, и зритель через столетие, воспользовавшись учебником истории, может догадаться, какое событие изображено. С «Герникой» так не получится.

У каждого жанра свои традиции, свои требования к созданию нового. И дилетант здесь не может создать шедевра, даже случайно. Даже примитивизм, как направление, требует отнюдь не примитивных способностей художника. Для изображения детского рисунка необходимы творческие способности художника сравнимые со способностями артиста, необходимыми для того, чтобы сыграть ребенка. И рисунок примитивиста не тождественен рисунку ребёнка именно новизной, выразить которую необходимы высокие творческие способности. В противном случае – это не искусство, а примитивный плагиат.

Для проявления высоких творческих способностей нужны усилия, превосходящие средние способности человека. Можно даже выделить градацию разных уровней творчества, найти их количественное выражение любой степени точности. Например, в творческих видах спорта удаётся выставлять оценки с сотыми долями баллов. Это достигается участием нескольких судей. Из субъективных оценок каждого из них складывается объективная и точная оценка выступления спортсмена. Причём субъективизм отдельного судьи тоже становится заметным.

В школьной практике используется пятибалльная система, но вовсе не потому, что стобалльная невозможна. Для неё потребовалось бы либо особый способ контроля (например, тестирование), либо участие нескольких педагогов, либо одного, но очень опытного. В тоже время разница между требованиями оценок 1, 2, 3, 4, 5 настолько существенна, что её чувствует даже начинающий учитель, а субъективизм учителя легко обнаруживает любая комиссия.

Страниц: 1 2 3 4

Опубликовано в Наука, просмотров: 8 493, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий