Kabanov

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Две природные силы управляют поведением человека – стремление к свободе и стремление к безопасности. Свобода реализуется в творчестве, безопасность – в традициях. Отношение к результатам творчества с точки зрения проявления свободы выражается в эстетических чувствах, а с точки зрения безопасности – в нравственных. Эти оценки взаимно проникают, не теряя при этом своей специфики. То есть эстетически может оцениваться и деятельность по обеспечению безопасности, но именно с точки зрения проявления свободы творца, создателя безопасного средства. А нравственную оценку можно дать результатам творчества, оценивая степень его проявления с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям к данному творцу. Отсюда эстетические и нравственные оценки зависят от степени обладания соответствующими способностями и самого оценивающего.

Есть пределы творческих способностей не только отдельного человека, но и всего человечества. Есть и минимальные требования предъявляемые к личности по поводу проявления творческих способностей. Всё находящееся в границах этого диапазона соответствует принятым традициям и считается нормой. Это означает, что, хотя само творчество есть нарушение устоявшегося, оно укладывается в какие-то представления о границах творчества. Если результаты творческой деятельности располагаются в рамках этого диапазона, то для человека, находящегося на вершине творческих способностей, всё, что ниже его возможностей, кажется безвкусицей. Для находящегося в самом низу, наоборот, всё превышающее его способности, кажется прекрасным (превосходным).

Когда совершается выход за рамки нормы, автор новации результат своей деятельности воспринимает как прекрасное. Для тех же, у кого уровень творческих способностей ниже, новое не соответствует привычным представлениям и выглядит как грубое нарушение традиций, а результат воспринимается как безобразное.

В этом случае в зависимости от творческих способностей личности безобразное имеет разные степени словесного выражения – «непонятно», «раздражает», «ужасно». Отрицательное отношение к таким результатам творчества является следствием того, что нарушаются традиции – проверенные способы безопасной жизнедеятельности. Они гарантировали самосохранение человека, а теперь их нарушение выходит за рамки представлений о границах творчества, и новации воспринимается уже как опасность.

Если человек не понимает нового, то он и не сможет воспользоваться им в трудной ситуации. Отсюда и негативное восприятие нового, которое выражается в понятиях, выражающих чувство этой опасности. При этом нравственные и эстетические оценки нового могут сливаться и выражаться одним понятием. Например, понятие «ужасное» означает опасный беспорядок (злой хаос). Такой же универсальной оценкой является оценка «хорошо».

По мере овладения членами общества новыми навыками происходит расширение творческого потенциала общества. Явление, бывшее новым и безобразным, после того как пройдёт проверку на безопасность, переходит в категорию прекрасного. Затем, по мере нарастания творческого потенциала – в норму, в обыденное. В дальнейшем, когда общество овладеет творчеством более высокого порядка, это явление предстаёт уже в виде безобразного, но не как непонятного, а, наоборот, как примитивного, недостойного («безвкусица», «пошлость», «дикость»). При этом оценка деятельности личности даётся с учетом этапа её социализации. Так, на первых стадиях результаты деятельности обучаемого могут оцениваться высоко, несмотря на то, что уровень его творческих способностей ещё не достиг нормы. В данном случае оценивается прирост творчества, превышающего уровень требований для данного человека. А со стороны учителя оценка выступает как вид поощрения, она условна и имеет личностный характер.

Проявление творческих способностей ниже нормы в обыденном языке тоже может выражаться в тех же понятиях, что и их проявление превышающее норму. Например, понятием «ужасное».

Получается, что соблюдение нормы творческих способностей с обоих уровней (низшего и высшего) оберегается чувством безобразного различной степени интенсивности. То, что находится внутри границ, составляет культуру личности или общества.

Почему же разные степени творчества, выходящие за границы нормы «вверх» и «вниз», оцениваются одним понятием? Это объясняется тем, что человеку, не овладевшему необходимым более высоким уровнем творчества, новое кажется опасным и безобразным из-за собственной неспособности пользоваться им. А низкий уровень творчества в его глазах выглядит безобразным из-за того, что не обеспечивает безопасность в силу отсталости и несоответствия изменившимся условиям. Чувство прекрасного при этом определяет безопасные границы творческой деятельности.

Страниц: 1 2 3 4

Опубликовано в Наука, просмотров: 8 489, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий