evgkon

ЭДУАРД ЛИМОНОВ — ПОЭТ СОВРЕМЕННОГО ВАРВАРСТВА, или ДЕМОНЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Варварство поэтично, цивилизация — прозаична. И потому: «Идите вы все на х..!» . Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лимонова.

Лимонову в известном смысле не повезло. Ему надо бы родиться хотя бы на два поколения раньше, не в 1943, а, скажем, в 1903-м году. Он успел бы еще с восторгом промчаться в махновской или буденновской тачанке. А может быть, с не меньшим восторгом послужил бы он в ЧК[1]. Широк русский человек, широк… Особенно в годину смуты и увлекательных революционных экспериментов, заблуждений и обольщений, какие пережила Россия в двадцатом веке.

Но ничего этого не случилось, даже Отечественную войну и первые послевоенные годы Лимонов пережил малосознательным ребенком в тылу и написал об этом, наверное, самую неудачную и скучную свою книгу — «У нас была великая эпоха». Неудачную потому, что никакого величия (если оно и было в реальности) в книге нет, а есть натурализм убогого тогдашнего быта, недоедание и примитивный советский фольклор вроде частушечных стишков о свержении Берии (не исключено, что и стишки эти изготавливались компетентными органами). К тому же «эпоха» как художественный объект — это не герой Лимонова, не его, так сказать, тема. Главная тема и главный герой Лимонова — это он сам, его жизнь, его страсти, его женщины, мужчины, его страны и города, его войны, политика, его непосредственное отношение к миру, выраженное в поступке, в биографии, судьбе, становящейся собственно литературой. Этим он интересен и даже уникален в современной литературе — герой авантюрного романа, ставший замечательным, выдающимся писателем.

Для воссоздания детства требуется другое, не лимоновское перо. К тому же хорошо написать о детстве может только взрослый человек. А можно ли назвать взрослым Лимонова?, хотя в 2003 году ему исполнилось 60 лет. Я вовсе не хочу здесь иронизировать над большим писателем и недавним (непонятно почему) заключенным, но тем не менее убежден: психологическое, мировоззренческое несовершеннолетие Лимонова — залог его завидной жизненной и творческой активности. Эдакая в чем-то прекрасная, а в чем-то и ужасная вечная юность Лимонова.

Если сказать, что роман «Это я — Эдичка» — книга о судьбе русского революционера в Нью-Йорке, многие, возможно, улыбнутся. Но сам автор романа с этой оценкой, думаю, спорить не будет. Разве не революционен начальный жест героя, задающий тон всему романному повествованию, а может быть, и всему творчеству Лимонова. Совершенно голый русский поэт на балконе нью-йоркского отеля «Винслоу» на виду американской публики поедает холодные щи деревянной ложкой, расписанной яркими цветами. Это не эксгибиционизм, а маленькая русская революция в столице современного Запада. А если копнуть чуть глубже, это как бы воплощение наяву давнего блоковского образа из «Скифов» : «Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей!» ( Лимонов вспоминает и цитирует в романе еще одно блоковское стихотворение «Фабрика»). Но Лимонов — дитя не «серебряного века», а советского поэтического авангарда –— обостряет и огрубляет образ своего поэтического предшественика: не азиатской рожей, а голым задом поворачивается его герой к Нью-Йорку, к Западу, к западной цивилизации и цивилизации (которая всегда для Лимонова миддлклассовая, а потому — ненавистная) вообще.

Страниц: 1 2 3 4 5

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 11 739, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий