Kabanov

Годы надежд и испытаний

Я был членом партии, поэтому парторг заставил меня  раз в неделю со своими работниками изучать «Историю ВКП(б). А в 1950-м году  в марте проходили выборы в Верховный Совет СССР, и меня поставили агитатором на десятидворке. Баллотировался по нашему округу адъютант Сталина –Поскребышев. Отец написал ему письмо с просьбой снять судимость. В письме также сообщил ему, что два сына были на фронте. Через некоторое время из Ашхабада пришло  письмо, что он реабилитирован, поскольку отсутствовал состав преступления.

Так как я зарплату для дистанции получал в госбанке, то меня там знали. И когда освободилось место кассира, то  предложили поработать у них. 3 мая 1950 года я уволился с дистанции пути, а через пять дней уже работал кассиром сначала в приходной кассе, а через три месяца старшим кассиром расходной кассы.

Работа с деньгами очень ответственная. Дважды по ошибке передавал крупные суммы денег. Но с помощью управляющего госбанка и милиции деньги возвращали назад.

Атмосфера в коллективе в то время была особая. Помню, одна из операционисток решила уехать во Владивосток, чтобы там выйти замуж за моряка. Управляющий К.И. Белкин ее не отпускал. Тогда у начальства было такое право. Но видно она ему сильно надоедала, скандалила и ругалась, что он через полмесяца все-таки отпустил ее.  Зато другая работница поработала всего полмесяца и куда-то делась. Спросили у Белкина, почему ее нет.  Он ответил, что она много болтает и много командует. Кем она командовала, не знаю.

Белкин запросил на меня характеристику по месту прежней работы. Тогда без характеристики, как без паспорта было нельзя устроиться на работу. Она везде за тобой, как хвост. И из дистанции пути начальник отдела кадров Михаил Кузнецов прислал бумагу, в которой было написано, что я сын кулака.  Я объяснил Белкину, что это не так. Потом обратился к председателю сельсовета Борису Яновичу Корби, которому тоже объяснил, что нас не раскулачили. Что дом у нас забрали за долги по налогу, что родители сначала записались в колхоз, но потом вышли из него. Что нам, как единоличникам дали повышенный налог, а год был неурожайный, и поэтому, даже если бы все распродали, то налог уплатить не смогли бы.

Корби через месяц привез справку, что я родился в семье крестьянина-середняка.  Управляющий при мне же зачеркнул в характеристике слово «кулака». А я тогда подумал: «А что будут писать в характеристике моим детям?».

Белкин редкий день был трезвым.  Он придумал визирование чеков. Обычно, когда бухгалтер из какого-нибудь совхоза приедет за деньгами, то Белкин говорит ему, что в кассе денег нет.  Бухгалтер занимает у меня в кассе сто рублей, они с Белкиным уходят. Немного погодя возвращаются. Белкин навеселе, а бухгалтер получает деньги.

Когда этого пьяницу сменил новый управляющий Фаткулов (переделав на русский лад имя и отчество, мы его звали Михаилом Григорьевичем), то он ликвидировал визирование чеков. Иногда зайдет, спросит, как с деньгами и все.

На здании почты стоял громкоговоритель, и когда идешь на работу или с работы, то всегда слышишь новости, песни о Родине, о Сталине.  Наступил март 1953 года. Каждый день по несколько раз по радио рассказывают «о вожде всех народов»: «На дубу сидели два сокола. Один сокол – Ленин, другой сокол – Сталин». Я невольно подумал: «Сколько можно одно и тоже. Перед смертью, что ли?».  Так оно и оказалось.

К власти пришел Хрущев.  Стали меняться законы. Власть самодуров-начальников кончилась. Можно было подать заявление, и через две недели ты свободен. И в 1957 году я подал заявление на увольнение. Надоело считать чужие деньги. А в ста километрах строился новый поселок нефтяников с нежным названием – Приютово. И я уехал в новую жизнь. На новом месте более тридцати лет проработал столяром.  И не жалею об этом.


[1] Так я звал своего друга и двоюродного брата Григория Егоровича Ронжина.

[2] Егоров в данном случае означает сын Егора (сын Егора Ронжина).

[3] Поселок Раевский — райцентр Альшеевского района.

[4] Жена Кадысева Амоса .

[5] В нашей деревне старших звали ласково: дидика, бабака, тятяка, мамака, няняка.

[6] Что говоришь?.

[7] Представитель партийных органов, осуществлявший от их имени контроль (как правило, формальный) за ходом работ в деревнях.

[8] При Раевской пожарной части («пожарки») на улице Ленина были тогда и существуют сегодня служебные квартиры.

[9] Позднее отделение Кызыльского совхоза — «Зеленый клин».

[10] Кабанов Автоном Иванович — тесть дяди Макара.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Опубликовано в Проза, просмотров: 96 980, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий