Kabanov
Годы надежд и испытаний
Писарь, не понимая, взглянул на старосту.
— Это Николай, сын Тараса. Он задолго до сева спрашивает всех, кады (когда) будет сев, боится сроки упустить. За это его Кадысевом прозвали. Вот и сейчас спрашивает Вас, кады сев на новой земле будет.
Писарь с удовольствием вывел фамилию Кадысев.
— Очередь до тебя дошла, обратился писарь к старосте.
— Антип я, сын Данилы, по прозванию мы Кабаны.
— Охотники, что ли?
— Да нет. У нас ведь кабан не только тот, что в лесу живет. Мы называем кабанами и стоящий особо стог или дерево, кучу сваленных деревьев, бугор большой, кувшин — все, что выделяется, бросается в глаза. Мой отец, бывало, с братьями Харламом и Абрамом выйдут из дома, пройдут по селу, и все их глазами провожают, потому что каждый ростом в сажень и в плечах косая сажень. Вот и нарекли Кабанами.
— Фамилию запишем Кабановы, — заключил писарь».
В книге рассказывается как получили свои фамилии другие жители села. Все эти фамилии носили жители и Башкирской Елтменки. Мне осталось только пояснить, почему я выбрал эти. Ронжин Федер Федорович, мой дед по матери (кстати, всю жизнь пел в церкви). Моя бабушки по отцу (до замужества Решетникова Мария Поликарповна) была сиротой и воспитывалась в семье Кадысева Амоса.
Сейчас нет уже деревень Елатменка, Березовка, Бокла как и многих других соседних деревень. Даже камни жители райцентра вывезли для фундаментов своих домов. Остались лишь кресты на могилах, да память людская.
Посёлок Приютово, куда мы переехали в 1957 году, находится в ста километрах по железной дороге от Раевки и в двадцати километрах от Оренбургской области, где еще и сейчас существует село, которое мои дедушки и бабушки называли старой Елатменкой. Мы с отцом побывали там. Георгий Спиридонович Кабанов, автор книги «Мы переселенцы», показывая нам село, называл фамилии жителей. Все они были такие же, как и в башкирской Елатменке.
Сейчас моего отца уже нет в живых. Ещё раньше, в 2007 году не стало моей мамы, а в 2008 году умерла от рака крови сестра Люба. Они похоронены на новом кладбище в Приютово.
В Приютово, прошли самые счастливые годы для меня и моей сестры Любы. Сюда, в родной дом, я приезжал каждый год из Сибири, куда уехал в 1977 году. И каждый раз, сюда уносят меня воспоминания, когда мне хорошо или плохо. Но это уже другая история.
П.Г.Кабанов
Годы надежд и испытаний
Г.А. Кабанов
Детство
Родился я в деревне Елатомка, в Башкирии. Сюда в начале двадцатого века (по рассказам, в 1904 году), купив у башкир землю, переселился (скорее всего, из-за малоземелья) мой дед с несколькими такими же семьями из Елатомки, которая находится в Оренбургской области, километрах в пятнадцати от Бугуруслана. Ее в нашей деревне так и называли «Старая Елатомка». Впоследствии, по какой-то причине новую Елатомку стали называть Елатменкой. Название происходит от города Елатьма Рязанской области. В энциклопедическом словаре название этого города написано так – «Елатьма (Елатом)». Поэтому у одних, родившихся в деревне, место рождения записано «Елатомка», у других, в том числе и у меня – «Елатменка».
Чем старше становишься, тем сильнее сжимается время прожитой жизни. Но целостной картины тех далеких лет все-таки не складывается, отдельные эпизоды детства мелькают как реклама по телевизору.
Вот я еще совсем маленький, может быть лет пяти, с мамой в церкви на праздник Крещение. Во главе с попом все направляются к роднику около моста через речку. Там стоит крест изо льда. Народу много. Сильный мороз. Мама мою голову повязала платком, потому что в шапке грех. Поп хотя и лысый, все равно стоит без шапки. Один из мужиков, на сколько возможно, погружается в родник. Потом его быстро одевают в шубу, и он уезжает.
Мама была очень набожная, старалась сама соблюдать все обряды и нас, детей приучала к ним. Однажды меня даже ночью послала в церковь на всенощную. С вечера ушел к своему товарищу – Лаврюньке Кабанову. Они жили на нашем порядке , но ближе к церкви. В церкви я умудрился заснуть под лавкой. Проснулся от стука замка в руках мужчины, который выходил последним, потому что должен был закрыть церковь. Я пулей проскочил мимо него, когда он был уже около дверей.
Мама Лаврюньки была из деревни Усень-Ивановки под Белебеем. Там тоже жили староверы. Но у них был странный говор. Бывало она выйдет на улицу и громко закричит:
– Лаврюньке-е-е, ойда-а-а обеда-ать!
Поэтому его и звали Лаврюнька. Мы были однофамильцы, но не родня. Лаврюньку прозвали быком, так как он, хотя и наш одногодок, был в два раза выше нас всех: меня, Грини[1] Ронжина и его сводного брата Ивана Смирнова.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Опубликовано в Проза, просмотров: 97 009, автор: Kabanov (44/72)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.