Kabanov

Особенности научного объяснения мира

Сухость, беспристрастность отличает науку от публицистики. Причем существует не только политическая, но и научная публицистика. Что это такое? Публицистика – это обращение к публике с различными целями. При этом нередко пренебрегаются такими требованиями к науке как всесторонность, доказательность фактами и т.п. Главное в публицистике  – выразить эмоциональное отношение к той ли иной проблеме. Это доклад тоже является примером публицистики.

Публицистические работы от научных можно отличить уже по названию. Например: «Мусор – это серьезно!», «Сотовый телефон – роскошь или необходимость?». В науке нет эмоций. Мы же не говорим: «К счастью дважды два — четыре, а вот, к сожалению, трижды три – девять». Научные названия сухие и беспристрастные. В данном случае они должны были выглядеть так: «Эффективные способы уборки мусора»,  «Цели использования сотовых телефонов».

На самом деле требования к названию научной работы очень строгие. Оно должно точно выражать содержание работы. Недопустимы не только эмоциональные названия, но и расширительные (в этом случае они должны содержать подзаголовки), или слишком узкие (в этом случае в работе окажется  лишний материал).

 

Наука и ученые

 

Чем отличается ученый от других людей?

Ученый значит наученный, то есть человек обладающий знаниями. Но под это определение может попасть любой, кто что-то изучил. Мы же учеными называем тех, кто сделал научное открытие.  Почему же мы их не называем первооткрывателями? Дело в том, что открытие можно совершить случайно. Например, ленинградский школьник придумал разводить мосты на Неве с помощью течения реки – не поднимая, а поворачивая дорожное полотно. Ребенок может случайно поймать неизвестную бабочку. Но разве мы называем их учеными?

С другой стороны в промежутках между открытиями, человека, сделавшего эти открытия, мы называем ученым, потому что он знает то, что другие не знают. Для того, чтобы сделать открытие необходимо узнать все, что по данному вопросу сделали до тебя. То есть стать ученым в своем вопросе. Вот поэтому мы их и называем учеными. Только такие люди и могут обеспечить получение нового знания.

Главным, абсолютным признаком научной работы является ее новизна. Нет новизны – нет науки. Начиная работу, вы должны быть просто убеждены, что все, что вы напишете, никто, нигде и никогда еще не написал. Но мы видели, что этого еще не достаточно. Необходимо еще соблюдение научных методов.

        Что касается работ школьников, то новизна обеспечивается выбором местных тем, местных объектов изучения, то есть тех, кто никто просто не мог до вас выбрать. Например, краеведческие работы, как правило, имеют новизну.

Иногда уже по названию можно понять, что в работе нет новизны или название не соответствует содержанию работы. Например: «Роль пластмасс в народном хозяйстве». Значит,  в работе должны присутствовать или какие-то неизвестные способы их использования, которые открыть школьник вряд ли сможет. Так как на эту тему написаны горы книг, значит под этим названием, скорее всего, скрывается реферат. Реферат – это краткое изложение уже написанного другими.  А это в научной работе это можно размещать только во введении, показывая, от чего будет отталкиваться новое исследование.

Научные исследования имеют два уровня: эмпирический (сбор и классификация информации) и теоретический (формулирование законов и теорий). Учащимся лучше всего начинать с эмпирического уровня. То есть научиться собирать и классифицировать информацию.

Социологические исследования, которые проводят в своей школ, в своем городе, как раз и представляют собой именно эмпирический уровень научной работы. Второй уровень требует способности анализировать и обобщать полученные данные, сопоставлять их с выводами других ученых, находить аргументы за и против, опираться на данные исследований других времен и народов.

Таким образом,  научное  познание отличается:

—  от искусства своим рационализмом – обращению к разуму, а не к чувству, объективностью – независимостью от личности познающего;

— от религии – доказательностью;

— от философии – единственностью;

— от паранауки (то есть от шарлатанства) – объяснением всего естественными причинами;

Страниц: 1 2 3 4 5

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 9 842, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий