Kabanov

Особенности научного объяснения мира

(Доклад на школьной научно-практической конференции 28.04. 2011 г.)

 

Сегодня мы знаем, что кроме научного существуют и другие способы познания мира. Это художественное, мифологическое, религиозное и философское. Все они претендуют на истину и даже на истину абсолютную.

Чем же отличается от них научное познание? В чем его особенность?

Считается, что наука в нашем понимании появилась в XVII веке, когда сформировались представления об основных научных методах: индуктивном для естествознания и дедуктивном для логико-математических наук. Но элементы научного познания были уже в Древнем мире. Уже тогда были открыты математические  формулы и появились астрономические знания. Человечество существует примерно сто тысяч лет, а цивилизация – не более десяти тысяч лет. В какой форме было познание человека в первобытное время?

 

Художественное познание

 

Человек уже с момента своего появления пытался познать мир. Для этого он использовал свои органы чувств. Осматривая, обнюхивая, ощупывая, пробуя на вкус, первобытный человек узнавал, что можно есть, а что нельзя, что является съедобным, а что нет, какие вещи прочные, а какие ненадежные и т.д.

Знания первобытного человека получили внешнее выражение в живописи (настенная, наскальная), в скульптуре (статуэтки из камня, резьба по кости), в танцах, в устном творчестве.

Сегодня чувственно познание существует наряду с научным в виде различных искусств: живопись, скульптура, музыка, танцы, пение.

Чувственное познание называют художественным. Оно может быть не менее глубоким, чем научное. Мы видим, что писатели в понимании общества могут намного опередить социологов. Социологические исследования могут не регистрировать те явления, которые гениальный писатель уже выразил в своем художественном произведении. Например, А.М Горького называли «буревестником революции», так как считалось, что написанная им в 1901 году «Песня о буревестнике» — это предсказание революции 1905 года. А какими провидческими выглядят произведения Ф.М. Достоевского!

 А   в фантастической литературе писатели на десятилетия предопределяют научные открытия. Например, у Жюль Верна из 108 идей только 10 признаны ошибочными. У Александра Беляева из 50 идей неосуществимы в принципе только три.

Но если художественное познание такое могучее, почему человечество стало искать другие формы познания?

Беда художественного познания в том, что оно ненадежно. Представьте себе, что мы рассчитывали именно на те идеи, которые оказались ошибочными. Человеку нужны были надежные знания. Художественное познание таковым не могло быть, потому что свои знания оно выражает в чувственных образах, которые субъективны, а значит, при его передаче другим людям оно может искажаться и формой подачи и субъективным  восприятием.  Научные знания имеют четкую строгую форму выражения, которая не допускает их субъективного толкования. В этом  главная особенность науки. Она единственна для всех наций и народов и для всех поколений. Не существует  разных таблиц умножения для разных народов. Она одна. Отсюда, для научного знания неважно, кто его автор – академик или школьник. Как же человечество вышло на такой вид познания?

 

Мифологическое познание

 

Замечая, что иногда внешне сходные вещи по своим качествам имеют сильное различие, первобытные стали догадываться, что есть что-то невидимое для них, которое и определяет качества вещей. Так, например, одинаковые на вид плоды имеют разный вкус – одни сладкие, другие горькие, а грибы есть не только съедобные, но и смертельно ядовитые и т.д.

Постепенно зародилось представление о невидимом мире и об особых существах, населяющих его – духах. Первобытным стало понятным, что эти духи могли помочь или помешать людям. Значит, если их задобрить, то можно добиться и благосклонности духов. Появилось изображение духов и жертвоприношение им. Это были цветы, веточки,  красивые камешки, кусочки пищи.  Представления о том, что воздействуя на часть (в данном случае на изображение), можно изменить целое (то есть  получить расположение к себе духа), называются магическими. Эти представления в своем дальнейшем развитии породили науку, так как вели  к убеждению о существовании каких-то объективных, не зависящих от человека закономерностей. В это время сформировался один из принципов познания: «после этого, значит, по причине этого».

Страниц: 1 2 3 4 5

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 9 834, автор: Kabanov (44/72)


Добавить комментарий