evgkon

Записки о Чехове

[5] Берковский Н. Чехов — повествователь и драматург // Берковский Н. О русской литературе. Л., 1985. — С.228.
[6] В «Драме на охоте» (1884) пороку пьянства предаются почти все персонажи. Это для Чехова как бы главный показатель дворянского вырождения.
[7] Видимо, не случайно и то, что в отличие от многих русских писателей (Пушкина, Некрасова, Л.Толстого, Достоевского) Чехов не опьянялся и карточной или рулеточной (как Достоевский) игрой.
[8] Как это ни странно покажется, но Набоков, по сообщению его сестры Елены Владимировны, не любя в целом музыки («музыка для него была шум»), любил, однако, цыганское пение. См.: Золотусский И. Прощай, двадцатый век! М., 2008. — С.20.
[9] Свидетельство М. Горького из очерка «Савва Морозов» (Горький М. Указ. соч. Т.16. — С.510). Кстати, сам Горький, человек уже совсем иного по сравнению с Чеховым умонастроения, относился к Ницше иначе. Еще в 1919 году портрет Ницше украшал кабинет «великого пролетарского писателя» ( см.: Чуковский К. Дневники 1901-1929.М., 1991. — С.99). В письме А. Суворину от 25 февраля 1895 года Чехов называет философию Ницше «недолговечной», она «не столь убедительна, сколь бравурна». Хотя сама личность немецкого философа Чехову как писателю была интересна, с ним «он хотел бы встретиться где-нибудь в вагоне или на пароходе и проговорить с ним целую ночь».
[10] Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. — С. 244.
[11] Григорьев А. А. Искусство и нравственность. М., 1986. — С.84.
[12] Иннокентий Анненский охарактеризовал чеховских героев и прочертил границу между ними и автором так: «Вспомните, что все эти люди похожи на лунатиков вовсе не потому, что Чехову так нравились какие-то сумерки, закатные цветы и тысячи еще бутафорских предметов, приписанных ему досужей критикой, а потому что Чехов чувствовал за нас, и это мы грезили, или каялись, или величались в словах Чехова. А почему мы-то такие, не Чехову же отвечать…» (Анненский Иннокентий. Книги отражений. М., 1979.— С.83).
[13] Ходасевич Владислав. Колеблемый треножник. М., 1991. — С.250.
[14] Ср., например, такое высказывание Вячеслава Иванова: «Мы хлебнули мирового божественного вина (курсив мой.— Е. К.) и стали сновидцами. Сидящие в нас возможности человеческой божественности заставили нас вздохнуть о трагическом образе сверхчеловека — о воплощении в нас Диониса» (Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. — С.27). На такую высокопарную тираду Чехов мог бы написать остроумную пародию.
[15] Это выражение из стихотворения З. Гиппиус «Песня» (1893) почти точный перевод придуманного Т. Мором греческого слова утопия — то, чего нет, не существует в пространстве.
[16] Гиппиус З. Н. Стихотворения. Живые лица. М., 1991. — C.381-382.
[17] Розанов В. В. Апокалиптика русской литературы // Новый мир, 1999, №7. — С.149.
[18] З. Гиппиус уже в эмиграции называла Суворина, крупнейшего деятеля русской культуры, которого В. Розанов сравнивал с Ломоносовым, — «типичнейший русский нигилист», «крупный русский нигилист» (Гиппиус З. Н. Стихотворения.Живые лица. М., 1991.— С.240, 320).
[19] Письмо Д. Мережковского В. Брюсову от 7 марта 1910 года (публ. С. Поварцова) // Мережковский Д. Акрополь. М., 1991. — С.324.
[20] Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991.— С.56.
[21] Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991. — С.390. Все последующие, кроме особо оговоренных, высказывания Ахматовой о Чехове цитируются по этому изданию.
[22] Новый мир.1989, №1. — С.177.
[23] См. об этом прелестное эссе Осии Сороки «Как Чехов писал стихи» в журнале «Новый мир» ( 2004, №9).
[24] Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987. — С. 313.
[25] См.: Бахтин М. М. Собр.соч. Т. 2 М., 2000.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Опубликовано в Публицистика, просмотров: 45 382, автор: evgkon (8/9)


Добавить комментарий