Суть этой жизненной философии Рагина сводится к нескольким положениям: течение жизни абсолютно случайно; зло непобедимо и неискоренимо; так как зло часть жизни, бороться с ним бессмысленно и неразумно; внешнее положение человека, какое бы оно ни было (даже запертого, как Громов, в палату № 6), не имеет существенного значения; один человек не может ничего изменить, но жизнь тем не менее все равно движется к лучшему, прогресс не остановить. Поэтому цель и услада сознательной личности для Рагина — созерцание и размышление, а не борьба со злом или хотя бы честное исполнение своих профессиональных обязанностей.
Разумеется, такую позицию Чехов принять не мог, она противоречила его мировоззрению, его поступкам, всей его жизни врача, писателя, гражданина, строившего школы, лечившего больных, ездившего (уже с туберкулезным кровохарканьем) на Сахалин для изучения русской каторги. И для Чехова такая позиция Рагина уже не роковая беда (как болезнь Громова), а его личная вина, за которую Рагину придется так или иначе ответить. И Чехов подробно показывает путь Рагина к его жизненной неудаче (собственно, главным героем рассказа, на котором сосредоточено основное авторское внимание, является именно Рагин, а не Громов).
Если Громов просто болен, то Рагин, как и большинство чеховских героев, просто слаб, слабохарактерен, слабоволен. Он намеревался поступить в духовную академию, но не посмел пойти против воли отца, доктора медицины. В результате собственного безволия Рагину пришлось заниматься профессией, которая ему неинтересна, не является его призванием, не стала его судьбой. Слабоволие и бесхарактерность определяет всю его жизнь, всю его судьбу: «Андрей Ефимович чрезвычайно любит ум и честность, но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, у него не хватает характера и веры в свое право. Приказывать, запрещать и заставлять он положительно не умеет». Слабость Рагина не доходит до патологии, как в случае с Громовым, но это тоже слабость.
Рагин связан с еще одним неудачником, почтмейстером. Но у того, дворянина и бывшего офицера, было хотя бы какое-то прошлое, которое он вспоминает с чувством утраченного рая (характерный чеховский мотив: прекрасное прошлое и еще более прекрасное будущее при дурном, безнадежном и невыносимо скучном настоящем в жизни его героев).
ГОРЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ («Рассказ неизвестного человека»)
Юность и молодость Чехова пришлись на разгар революционного террора в России. Чехову был 21 год, когда террористы после долгой охоты убили наконец российского императора Александра Второго. В 1887 году, когда началась работа над повестью, был раскрыт террористический заговор с целью убийства царя Александра Третьего. Молодые террористы (старший из них В.Осипанов (г.р. 1861) был почти ровесником Чехова, остальные — П.Андреюшкин, В.Генералов, А.Ульянов ( старший брат Ленина) — на 5-7 лет моложе писателя),студенты Петербургского университета, намеревались в годовщину цареубийства (1 марта 1881) уничтожить нового императора посредством метательных снарядов, начиненных (для надежности убийства) шрапнелью и стрихнином[46].
Чехов как большой художник не мог пройти мимо этой темы: революционные настроения, революционная вера молодого человека, своего современника и даже ровесника. Взгляд Чехова на эту кровоточивую проблему во многом выражен в этой повести. Взгляд по-чеховски не банальный и глубокий. Беда в том, что современники писателя постепенно разучивались воспринимать эту глубину и небанальность, увлекаясь разного рода красивыми иллюзиями.
Революционер-народоволец поступает лакеем в дом сына крупного сановника империи, чтобы по разговорам и бумагам на столе сына изучать планы и намерения отца, «серьезного врага» своего дела. Не исключался и террористический акт, если бы отец появился в доме сына и для убийства представился удобный случай. Однако в сознании этого человека постепенно происходит важная перемена: он больше не верит в необходимость и правоту своего дела. И когда он видит еще недавнюю цель своей политической ненависти — старого сановника, отца своего хозяина, он понимает, что не сможет его убить, перемена сознания сделала его другим человеком.
Не разрушать, убивать и ненавидеть хочет Неизвестный, а любить и жить. И для Чехова это не деградация, а естественное (может быть, только запоздалое) избавление от иллюзий. Жест Неизвестного символичен: на Орлова-отца рука у него не поднимается, зато он с наслаждением бьет по лицу ничтожного (однако уже в генеральском чине) и хвастливого пошляка Кукушкина[47]. Бороться нужно не с государством, а с собственной слабостью, пошлостью, ложью и ленью. Не политическое устройство дурно, а отсутствие у поколения «детей» большой созидательной цели в жизни.
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Опубликовано в Публицистика, просмотров: 45 371, автор: evgkon (8/9)
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.